Руководство по эксплуатации а/м КАМАЗ


ЭКСПЛУАТАЦИЯ АВТОМОБИЛЕЙ КАМАЗ

Расконсервация. Работу по расконсервации автомобиля КАМАЗ выполняйте в следующем порядке:

Распломбируйте автомобиль КАМАЗ (пломбы расположены на ручках дверей кабины, ручках запоров форточек дверей, передней облицовочной панели кабины, вентиляционном люке кабины).
Удалите консервационную смазку с металлических деталей, снимите оклейку со стекол кабины КАМАЗ , колпака воздухозаборника системы питания двигателя воздухом, с отверстия для указателя уровня масла в картере двигателя, газоотводящей трубки сапуна двигателя, конца выхлопной трубы, атмосферных трубок топливных баков, пароотводящей трубки расширительного бачка, дренажного отверстия на жидкостном насосе, окон генератора и звуковых сигналов, гнезд розеток, сапуна бачка насоса гидроусилителя рулевого механизма и насоса подъема кабины и запасного колеса, сапунов мостов и коробки передач, атмосферных выводов тормозных аппаратов: регулятора давления, двухсекционного тормозного крана, двухмагистрального перепускного клапана, одинарного и тройного защитных клапанов, ускорительного клапана, клапанов управления тормозными системами прицепа, кранов стояночной и вспомогательной тормозных систем.Сухозаряженные аккумуляторные батареи приведите в рабочее состояние, для этого приготовьте электролит соответствующей плотности, залейте его в аккумуляторы и, при необходимости, после пропитки пластин, зарядите батареи. Приготовление элект­ролита, заливка его в аккумуляторы и зарядка батарей должны проводиться в соответствии с инструкцией по эксплуатации аккумуляторных батарей.
Проверьте наличие тока в электрических цепях.
Проверьте наличие охлаждающей жидкости, топлива и масла.
Пустите двигатель, прогрейте его и проверьте работу на разных режимах.
Проверьте работу механизма подъема и опускания кабины.
Проведите контрольный пробег автомобиля КАМАЗ на 20—25 км; во время пробега проверьте работу всех агрегатов и механизмов.
Подготовка автомобиля КАМАЗ к движению. Перед началом движения осмотрите автомобиль и проверьте:
- уровень масла в картере;
- уровень охлаждающей жидкости в системе охлаждения;
- наличие топлива в баках;
- наличие жидкости в бачке устройства для обмыва ветровых стекол, при необходимости долейте;
- состояние колес и шин;
- состояние привода рулевого управления (без применения специального приспособления);
- действие приборов освещения и световой сигнализации;
- работу стеклоочистителей и стеклоомывателей
- действие рабочей, запасной и стояночной тормозных систем.

Перед пуском двигателя КАМАЗ убедитесь в герметичности всех соединений системы питания воздухом, проверьте целостность воздухопроводов и резиновых патрубков, надежность затяжки хомутов в соединениях деталей от воздухоочистителя к двигателю.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ

Помните, что для начального периода эксплуатации нового автомобиля КАМАЗ установлен обкаточный пробег 1000 км, во время которого применяйте щадящие режимы эксплуатации: не превышайте скорость движения более 50 км/ч;
эксплуатируйте автомобиль КАМАЗ только на дорогах с твердым покрытием и укатанным грунтовым дорогам, не имеющих крутых или затяжных подъемов;
масса перевозимого груза должна быть не более 75% от номинальной.

При эксплуатации автомобиля КАМАЗ используйте дизельное топливо по ГОСТ 305—82. Марки топлива, смазочных материалов и эксплуатационных жидкостей, рекомендуемые заводом, приведены в приложениях 2 и 3. Не начинайте движение автомобиля пока не погаснут предупредительные сигналы падения давления воздуха в пневмоприводе тормозной системы и не прекратится гудение зуммера.


Движение автомобиля КАМАЗ начинайте только после прогрева двигателя до температуры охлаждающей жидкости не менее 40°С.
Не отключайте аккумуляторные батареи выключателем батарей при работающем двигателе.
При свечении сигнальной лампы на шкале указателей давления масла и температуры жидкости, свидетельствующем об аварийном падении давления в смазочной системе двигателя и аварийном перегреве охлаждающей жидкости, немедленно остановите двигатель, найдите и устраните неисправность.
Следите за сигнализацией засоренности воздухоочистителя и масляного фильтра: в случаях срабатывания сигнализатора засоренности или постоянного свечения предупредительного сигнала в блоке контрольных ламп обслужите фильтроэлементы.
Не блокируйте межосевой и межколесный дифференциалы в момент буксования колес и при движении по дорогам с твердым покрытием и сухим грунтовым дорогам: это может привести к поломкам деталей. Блокировать дифференциалы можно во время остановки или при медленном движении.
Помните, что максимальный крутящий момент (предельное тяговое усилие) двигатель развивает при частоте вращения коленчатого вала 1600— 1800 мин-1 (7403.10) и 1200 – 1400 мин-1 (740.11-240). Снижение частоты вращения коленчатого вала от нагрузки вызывает потери мощности и требует дополнительных затрат энергии на разгон автомобиля.
Во всех режимах движения частоту вращения контролируйте по тахометру. Не допускайте превышения предельной частоты вращения коленчатого вала. Скорость движения на маршруте выбирайте с учетом наиболее экономичного режима работы двигателя — 2000—2200 мин-1 (7403.10) и 1600 – 1800 мин-1 (740.11-240).
При стоянке автомобиля КАМАЗ отключите аккумуляторные батареи от системы электрооборудования, нажав кнопку выключения батарей. Кнопку нажимайте кратковременно — не более 2 с.
При выводе автомобиля КАМАЗ из колеи не двигайтесь с повернутым в крайнее положение рулевым колесом более 15 с.

УКАЗАНИЯ МЕР БЕЗОПАСНОСТИ

При пуске двигателя КАМАЗ, соблюдайте меры предосторожности: вначале убедитесь, что автомобиль заторможен стояночной тормозной системой, а рычаг переключения передач находится в нейтральном положении. Перед началом движения убедитесь, что левое и правое запорные устройства кабины закрыты.
При движении накатом на спусках не выключайте двигатель, так как при этом выключаются гидроусилитель рулевого механизма и компрессор пневмопривода тормозной системы автомобиля.
Не прогревайте двигатель КАМАЗ в закрытых помещениях с плохой вентиляцией.
Помните, что охлаждающая жидкость ТОСОЛ, применяемая в системе охлаждения двигателя, и жидкость «Нева», применяемая в приводе сцепления, ядовиты, поэтому обращайтесь с ними осторожно.
Содержите в чистоте и исправности двигатель и предпусковой подогреватель; замасливание картера двигателя и подтекание топлива могут явиться причиной возникновения пожара.
Не допускайте эксплуатации автомобиля КАМАЗ с ослабленным креплением реактивных штанг задней подвески.
Накачивайте шины после сборки колес в специальном ограждении, предохраняющем от травмирования при случайном выскакивании замочного кольца из канавки обода. При накачивании шин в дорожных условиях положите колесо замочным кольцом вниз.
Не разбирайте на автомобиле КАМАЗ пружинные энергоаккумуляторы тормозных камер. Разборку проводите в мастерской с использованием специальных приспособлений.
Не работайте под автомобилем КАМАЗ , если он поднят домкратом, без подставки.
Перед подъемом кабины затормозите автомобиль КАМАЗ стояночной тормозной системой, рычаг переключения передач поставьте в нейтральное положение, закройте двери кабины. При работе под поднятой кабиной зафиксируйте положение ограничителя подъема кабины предохранительным крюком-защелкой.
При опускании кабины убедитесь в надежности закрывания запорного механизма и правильной установке предохранительного крюка в пазу опорной балки, надежно закройте правый и левый запоры кабины.
Для предохранения шин от интенсивного износа соблюдайте величины давления воздуха в шинах в соответствии с требованиями настоящего Руководства.

ПУСК ДВИГАТЕЛЯ КАМАЗ

Пуск двигателя КАМАЗ без применения ЭФУ проводите в следующем порядке:
Установите в нейтральное положение рычаг управления коробкой передач.
Утопите рукоятку останова двигателя.(см. рис.Кабина).
Нажмите педаль подачи топлива (см. рис.Кабина) до упора.
Включите аккумуляторные батареи автомобиля КАМАЗ , нажав кнопку включения аккумуляторных батарей (См. рис. Панель приборов), и тут же отпустите ее. Включите приборы, повернув ключ выключателя приборов и стартера в первое фиксированное положение.
Включите стартер, повернув ключ во второе нефиксированное положение.
После начала работы двигателя немедленно отпустите ключ выключателя стартера и педаль подачи топлива.
Не допускайте большой частоты вращения коленчатого вала двигателя сразу после пуска — прогрейте двигатель при частоте вращения коленчатого вала 1300—1600 мин-1 (7403.10) и 1000-1200 мин-1 (740.11-240) до температуры охлаждающей жидкости 40°С. После этого можно начать движение. Если двигатель не начал работать, повторите пуск. Продолжительность непрерывной работы стартера не должна превышать 15 с.
Повторно пускать двигатель стартером можно только после одно-двухминутного перерыва. Если после трех попыток двигатель не начнет работать, найдите и устраните неисправность.
При пуске горячего двигателя выполнять требование п. 3 настоящего раздела необязательно.
Пуск двигателя с применением средств облегчения пуска описан в разделе «7. Эксплуатация автомобиля в холодный период времени».
Останов двигателя. Перед остановом дайте поработать двигателю в течение 1—3 мин без нагрузки со средней частотой вращения коленчатого вала. Уменьшите частоту вращения коленчатого вала до минимальной, после чего вытяните до конца рукоятку останова двигателя и оставьте ее в этом положении.
После окончания работы выключите аккумуляторные батареи автомобиля, нажав кнопку дистанционного выключателя.

УПРАВЛЕНИЕ КОРОБКОЙ ПЕРЕДАЧ

Передачи в коробке передач переключайте рычагом переключения передач, расположенным справа от сиденья водителя. Для быстрого разгона автомобиля на хорошей дороге переключайте передачи в последовательности: 1В – 2В – 3В – 4Н – 4В – 5Н – 5В (см. рис. Схема переключения передач). В тяжелых дорожных условиях рекомендуется последовательность 1Н – 2Н – 3Н – 4Н – 4В – 5Н – 5В. Переключение рычага из одного положения в другое выполняйте при выключенном сцеплении. Для перехода с высшей В передачи на низшую Н и на оборот (без переключений рычага) опустите или поднимите переключатель, а затем нажмите и после небольшой (1с) выдержки отпустите педаль сцепления – передача включится автоматически. Педаль сцепления нажимайте резко и до конца. При выборе момента переключения передач ориентируйтесь по тахометру.
Ниже приведены рекомендации по выбору частоты вращения коленчатого вала для переключения передач при разгоне автомобиля. Выполнение этих рекомендаций обеспечит работу двигателя в наиболее экономичном режиме.

  • 1. В тяжелых дорожных условиях или при движении на подъем перед переключением с низших (1-я и 2-я) передач рекомендуется доводить частоту вращения коленчатого вала до 2600 мин_1 (7403.10) и 2200 мин-1 (740.11-240), при этом с каждой последующей передачей частота вращения в момент переключения должна снижаться, например 2600—2400— 2200—2000 мин-1. При переключении на 5-ю передачу частота вращения не должна превышать 2000 мин -1.(7403.10) и 1600 мин-1 (740.11-240).
  • 2. При разгоне на горизонтальном участке дороги с хорошим покрытием следует доводить частоту вращения коленчатого вала на промежуточных передачах не более чем до 2300 мин-1'.При этом с каждой последующей передачей максимальная частота должна снижаться и не превышать 2000 мин -1 при переключении на 5-ю передачу.
  • 3. При разгоне с малыми дорожными сопротивлениями (движение под уклон на дороге с хорошим покрытием) максимальная частота вращения коленчатого вала на всех передачах не должна превышать 2000 мин-1. (7403.10) и 1600 мин-1 (740.11-240).
  • 4. На скоростных автомагистралях обязательно следует выходить на самую высшую из возможных передач. При этом необходимо помнить, что движение с частотой вращения коленчатого вала более 2200 мин-1 (7403.10) и 1800 мин-1 (740.11-240) неэкономично.

УПРАВЛЕНИЕ ТОРМОЗНЫМИ СИСТЕМАМИ ГРУЗОВИКА

Рабочая тормозная система автомобиля КамАЗ служит для уменьшения скорости движения автомобиля и полной его остановки, управляется привод педалью. Стояночную тормозную систему включайте на стоянке автомобиля КАМАЗ , установив рукоятку крана управления стояночным и запасным тормозами в вертикальное фиксированное положение. При этом срабатывают тормозные механизмы задних колес автомобиля и прицепа. Для выключения стояночной тормозной системы рукоятку установите в горизонтальное фиксированное положение. Включая стояночную тормозную систему, доведите рукоятку вниз до упора, иначе «сожжете» тормозную систему на прицепе. Запасная тормозная система предназначена для остановки автомобиля КАМАЗ в случае выхода из строя рабочей тормозной системы. Управляйте запасной тормозной системой постепенным перемещением рукоятки стояночной тормозной системы. При перемещении рукоятки вверх на треть ее полного хода работает только тормозная система прицепа. Применяя такой способ притормаживания на скользкой дороге, можно избежать «складывания», автопоезда, так как автопоезд при этом идет «врастяжку». При дальнейшем перемещении рукоятки вверх включается тормозная система автомобиля и увеличивается интенсивность торможения: чем ближе к вертикали, тем сильнее торможение. Вспомогательную тормозную систему включайте нажатием кнопки вспомогательной тормозной системы. Пользуйтесь вспомогательной тормозной системой во всех случаях для уменьшения скорости и обязательно — при движении на затяжных спусках во избежание перегрева тормозных механизмов. При необходимости для уменьшения частоты вращения коленчатого вала двигателя притормаживайте автопоезд КАМАЗ рабочей тормозной системой. При включенной вспомогательной тормозной системе не выключайте сцепление и не переключайте передачи. Механическое растормаживание стояночной тормозной системы. При отсутствии воздуха в ресиверах стояночной тормозной системы срабатывают пружинные энергоаккумуляторы тормозных камер задней тележки, и автомобиль затормаживается. Если невозможно наполнить ресиверы сжатым воздухом, то автомобиль можно растормозить механически. Для этого снимите крышки с энергоаккумуляторов тормозных камер заднего и промежуточного мостов и выверните до упора (приблизительно 30 оборотов) винты механического растормаживания (см. рис. Механическое растормаживание стояночной тормозной системы.). После устранения неисправностей в пневмоприводе тормозной системы винты вверните.

Внимание! Если в пневмоприводе тормозной системы нет достаточного давления воздуха, то после механического растормаживания стояночной тормозной системы автомобиль не имеет никаких тормозных систем. Поэтому следите за тем, чтобы автомобиль не мог самопроизвольно двинуться с места после растормаживания. Пользование блокировкой межосевого и межколесного дифференциалами. Перед троганием с места на скользком участке дороги заблокируйте межосевой дифференциал, а затем, при необходимости, и межколесный. Блокировать дифференциал можно и при медленном равномерном движении, но только если автомобиль КАМАЗ движется прямо и без пробуксовки колес задней тележки.

Включение и выключение блокировки выполняйте при выключенном сцеплении. При включении блокировки загорается лампа контрольного сигнала (см. рис. Контрольные лампы) и горит пока дифференциал заблокирован. Как только скользкий участок дороги остался позади, немедленно разблокируйте дифференциал.

БУКСИРОВАНИЕ АВТОМОБИЛЯ КАМАЗ

При буксировании автомобиля КАМАЗ с неработающим двигателем для наполнения его пневматического тормозного привода сжатым воздухом используйте шланг для накачки шин. Один конец шланга подсоедините на буксируемом автомобиле к клапану контрольного вывода, расположенному на ресивере потребителей питающей части пневмопривода тормозной системы; второй конец — к такому же клапану на букси­рующем автомобиле (если буксирующий автомобиль модели КамАЗ). Перед буксированием автомобиля КАМАЗ на большое расстояние (более 150 км) отсоедините карданный вал привода среднего моста.

Эксплуатируя автомобили Камского автозавода, как и другие грузовики, нужно знать где покупать запчасти. Если Вы не уверены, мы можем подсказать - TG Конвент входит в число лучших фирм Татарии по запчастям КамАЗ.

ЭКСПЛУАТАЦИЯ АВТОМОБИЛЯ-ТЯГАЧА КАМАЗ В СОСТАВЕ АВТОПОЕЗДА

При сцепке тягача КАМАЗ с прицепом:
  • затормозите прицеп стояночной тормозной системой;
  • откройте замок буксирного крюка;
  • установите дышло прицепа так, чтобы сцепная петля находилась на уровне буксирного крюка автомобиля;
  • осторожно подайте автомобиль КАМАЗ назад до упора буксирного крюка в сцепную петлю прицепа;
  • затормозить тягач стояночной тормозной системой;
  • накиньте сцепную петлю на буксирный крюк и закройте замок;
  • вставьте штепсельную вилку прицепа в розетку автомобиля;
  • соедините головки ПАЛМ шлангов пневмосистемы прицепа с соответствующими головками пневмосистемы автомобиля КАМАЗ ;
  • откройте разобщительные краны пневмопривода тормозных систем прицепа, установленные на автомобиле (однопроводной или двухпроводной схемы);
  • растормозите стояночную тормозную систему прицепа.

    При расцепке:

  • затормозите прицеп стояночной тормозной системой;
  • отсоедините штепсельную вилку от розетки тягача и вставьте в отверстие пластины дышла, аккуратно смотав шнур электропроводки в бухту. После отключения вилки убедитесь в том, что контактирующая часть розетки закрыта крышкой;
  • закройте разобщительные краны пневмопривода тормозных систем;
  • разомкните соединительные головки ПАЛМ шлангов тормозной системы и укрепите их на кронштейнах дышла;
  • снимите сцепную петлю дышла прицепа с буксирного крюка автомобиля.

    При сцепке тягача с полуприцепом:

  • затормозите полуприцеп стояночной тормозной системой;
  • установите полуприцеп на опорном устройстве так, чтобы накатная плита была по высоте ниже плиты седельного устройства тягача, но не ниже кромок скосов седла;
  • отведите в сторону предохранитель саморасцепки, поставьте рычаг управления расцепкой в крайнее переднее положение;
  • осторожно подайте автомобиль назад так, чтобы шкворень полуприцепа вошел в замок седельного устройства до упора, при этом сцепка происходит автоматически, т.е. рычаг управления расцепкой должен переместиться в крайнее заднее положение;
  • затормозите тягач стояночной тормозной системой;
  • убедитесь, что рычаг управления расцепкой находится в крайнем заднем положении, а предохранитель саморасцепки — в рабочем положении (шток перекрыт предохранителем);
  • поднимите опорные устройства полуприцепа в крайнее верхнее положение;
  • соедините автоматические головки шлангов пневмопривода тормозных систем полуприцепа с соответствующими головками пневмосистемы автомобиля;
  • вставьте в розетку тягача штепсельную вилку электрооборудования полуприцепа;
  • растормозите стояночную тормозную систему полуприцепа.

    При расцепке тягача с полуприцепом:

  • затормозите полуприцеп стояночной тормозной системой;
  • опустите опорное устройство полуприцепа до упора в поверхность дороги;
  • разомкните соединительные головки шлангов пневмопривода тормозных систем, закройте головки защитными крышками и закрепите их на кронштейне фары освещения седельно-сцепного устройства;
  • отсоедините штепсельную вилку электрооборудования полуприцепа от розетки тягача;
  • отведите в сторону предохранитель саморасцепки, переведите рычаг управления расцепкой в переднее крайнее положение;
  • включите первую передачу в коробке передач и на малой скорости двигайтесь вперед до полной расцепки с полуприцепом.

    EMAIL - ПЕРЕХОД НА НАЧАЛО
  • Hosted by uCoz